Самое интересное от Яна Арта

Одобряю, но считаю ненужным

A A= A+ 28.07.1987
Все-таки кибернетика - это еще не последнее слово техники.

Конечно, если машина за тебя думает, а ты за нее отвечаешь - это хорошо, потому что ни думать за нее, ни отвечать за себя ты давно не умеешь. Но и у машины есть свои недостатки. Не понимает она иногда человечьего языка. Нет, русский-то она знает; она им часто и оперирует, а вот человечьего не понимает.

Собираюсь заложить в машину результаты анкеты по проблемам профориентации, которую провел среди старшеклассников разных школ и городов, сегодня уже - абитуриентов. Без перевода не получается. Не хочет понять глупая машина, что школьники здраво рассудили: как слышится, так и пишется. И появляются в анкетах «дифицит» и «проффесия», «жилательно» и «врятли», «теоритические знания» и «фрезировщик». В конце концов, каждому ясно, что «креминалист» - это не от слова кремень, а тот, кто преступников ловит, а «пеонервожатый» - не тот, кто «пеоны» разводит, а тот, кто пионерами занимается. И, если не придираться, можно понять, что «стаматолог» - это который зубы выдергивает, хотя несколько сбивает, что учиться нужно на «стаматалагическом» факультете.

Школа ускоряется, школа спешит; спешит добавить новые предметы за счет часов, снятых с курса русского языка и литературы. Спешат и школьники. Поэтому, «вопервых», большинство глаголов пишутся слитно с «не», «неочень» пугает тотальное отсутствие запятых, были бы, «хотябы» точки.

Но не хочет понимать все это глупая машина. Впрочем, ученые нашли выход - создали для ЭВМ кибернетические языки - фортран, алгол, бейсик. Ура! Есть контакт с машиной. Эта великолепная идея дает абитуриентам право заявить: «Русский язык нам не нужен! Будущее за кибернетическими языками, а мы - люди будущего».

Русский язык им действительно почти не нужен, если не считать чтения научно-фантастической литературы и написания писем, кончающихся неизменным «досвиданья». Но вот будущего ли эти люди? Вернее, «будующего» ли, как многократно повторено в вышеупомянутых анкетах? О своем «будующем» писали «инжинеры», «радиомантажники» и даже один «карректор».

И все же велик и могуч остается русский язык! Все ошибки, весь «дифицит» знаний можно простить нашим школьникам, узнав, что они обогатили его такими перлами синтаксиса как «выбрать профессию не ошибочно», «пустое провождение времени» или прекрасным глаголом «оразнообразить».

Разве не хочется сразу же перейти на этот оразнообразенный язык и, по выражению ослика Иа, с прежним энтузиазмом «обалдевать» знаниями? А какие глубины мышления можно им отразить! Такие, что только автор в них разберется, и то через несколько дней. Нет, когда в экзаменационном сочинении написано «Рахметов спал на гвоздях острием кверху», то это еще понятно. Значит, гвоздики в досочку были заколочены так, что с другой стороны торчали... Острием. Кверху. И когда абитуриент пишет: «Хочу стать бухгалтером; собираюсь поступать в финансово-экономический институт (есть мечта быть учителем), то еще можно, с сомнением покачивая головой, нащупать таинственную связь этих двух профессий. Несколько больше голова начинает раскачиваться, когда доходишь до ответа на вопрос «одобряете ли вы создание учебно-производственных комбинатов?» Он гласит: «одобряю, но считаю их ненужными». Тут комментарии не требуются: понятие альтернативы может быть исключено из логического словаря.

За смешными и нелепыми примерами - не только досадная небрежность. Так начинается переход от ошибок грамматических к ошибкам в мышлении. Девятый вал подобного беспомощного барахтанья в собственных мыслях каждое лето захлестывает приемные комиссии институтов.

Выпускники школ, отвечавшие на вопросы анкеты, совсем недавно получили аттестаты. В отличии от прежних выпусков, они овладели еще одним предметом - информатикой. Фортраном, алголом, бейсиком. Так, может быть, им действительно не нужен русский язык?

Все-таки кибернетика- это еще не последнее слово техники. То ли еще будет. В «будующем»...

Газета «Учительская газета» (Москва), 28 июля 1987 года


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
3881